Кладовая веков Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
Главная » Статьи » Афоризмы » Чанакья Пандит

Афоризмы из «Чанакья-раджанитишастры»
Modus operandi (образ действия) правителя

  • Правитель обжигает наказанием, огонь жаром, солнце лучами, а брахман покаянием.
  • Грехи людей сдерживает страх быть наказанным. Очень редко можно встретить безупречно чистого человека. Мир боится наказаний, поэтому наслаждается благословениями.
  • Обезглавленная страна достойна жалости, так же как безграмотный человек, бездетная семья и голодные люди.
  • Благословенны те, кому не доведется увидеть разрушенной собственную страну, угасание семьи, сбившуюся с праведного пути женщину и сына, попавшего в беду.
  • Можно вернуть жену, богатство, друзей, детей, признание, но не собственную жизнь.
  • Сакральный ритуал без предложения пищи разрушает страну, а без пожертвований — уничтожает учителя. Подобное жертвоприношение хуже врага.

 Качества достойной страны

  • Если нет жены, то где твой дом? Если нет богатства, то где твое счастье? Если нет земли, то где твоя трава? Если нет деревни, то где твоя родина?
  • Не стоит даже дня находиться в месте, где не встретишь богатого, священника, правителя, реки и врача.
  • Не следует жить там, где не найдешь средств к существованию, безопасности, чувства стыда, вежливости и благотворительности.
  • Следует избегать страны, где нет работы или за нее не платят, где нет родственников и возможности приобрести знания.
  • Страны, лишенные правителей, обречены, теми же, где много правителей, правят женщины или дети.
  • Не следует находиться там, где тебя окружают почетом, как и там, где никто не уважает тебя. Не следует входить даже в небесную колесницу, если ты не находишь уважения к себе.
  • Дальновидный человек должен оставить плохую страну, плохие условия жизни, плохую жену, плохую реку, безденежье и скудную пищу.
  • Следует держаться подальше от плохой жены, плохой страны, плохого правителя, плохих друзей и плохих родственников.
  • Попав в плохую страну, невозможно рассчитывать на высокие заработки. Воспитав плохого сына, невозможно рассчитывать на то, что он поднесет воды, когда это потребуется. Невозможно рассчитывать на счастье в доме, если в нем плохая жена, как невозможно рассчитывать на славу, воспитав недостойных учеников.

 Друзья и враги

  • Настоящий друг тот, кто будет рядом в болезни, несчастье, голоде, нападении врагов, у трона правителя и у погребальной плиты.
  • Следует избегать друзей, которые в лицо говорят сладкие слова, а за спиной поступают вам во вред. Такой друг подобен кувшину, наполненному ядом, на поверхности которого плавает тонкая пленка молока.
  • Союз с хорошими людьми благоприятно отразится на благосостоянии человека. Никто не шелушит зерно, отделенное от плевел.
  • Хорошие качества следует ценить даже у врага, а также терпеливо сносить плохие качества учителя. Нужно вникать в смысл сказанного им из уважения к учителю.
  • Тот, кто доверяет своему врагу, подобен пытающемуся заснуть на ветвях дерева, рискуя упасть в ту же минуту.
  • Побежденный враг не достоин доверия, даже если предлагает свою дружбу. Ворона никогда не станет залетать в пещеру, в которой еще недавно пылал пожар, потому что там осталось очень много дыма.
  • Не следует доверять плохому или даже хорошему другу. Иногда разгневанный друг может выдать все ваши секреты.
  • Тот, кто не доверяет вам, недостоин вашего доверия. Но не следует полностью раскрываться и перед тем, кто достоин доверия. Беспечность, рожденная из доверия, может разрушить все до основания.
  • Останки врага могут ожить так же, как болезнь, пожар и долги. Поэтому необходимо избавиться от них как можно быстрее.
  • Нельзя недооценивать даже слабого врага. Даже слабое пламя может поджечь лес.
  • Никогда не следует игнорировать врага, даже если он слаб. Настанет время, когда он наберется сил, подобно искре, разгоревшейся в стоге сена.
  • Нельзя недооценивать даже детей врагов. И они в свое время могут стать опасными. Лесной пожар может разгореться даже от сухих листьев, опавших с дерева.
  • То, что невозможно сделать с помощью силы, можно сделать с помощью уловки. Черную кобру победила ворона, использовав золотую цепочку.
  • Не следует быть слишком прямолинейным. Отправляйся в лес и посмотри. Прямые деревья срубают в первую очередь, а неровные остаются нетронутыми.

 Отношения с друзьями и врагами

  • На кончике языка живет богиня процветания, но на этом же кончике живет ложь друзей и родных. Лишение свободы и смерть также находятся на кончике языка. (Сладкозвучие речей очень важно.)
  • О, язык, ты несешь в себе так много острых иголок. Почему бы тебе не говорить приятные слова? Только сладкие речи способны принести процветание. Люди любят приятные слова.
  • Все люди удовлетворены, когда слышат приятные слова. Только сладкие речи должны исходить из уст.
  • Враги должны уничтожаться правителями. Неважно, каким образом: перемирием, уступкой, спором или вторжением.
  • С врагами нужно расправляться, привлекая к этому других врагов, как колючку можно извлечь, воспользовавшись другой колючкой.
  • Враги должны быть окружены препятствиями, дочь должна быть окружена любящими родственниками, сын — книгами, а друг — доверием.
  • Враги, порядочные или вероломные, могут быть обезврежены очень просто. Нет ничего невозможного для человека, способного решить все разногласия без противостояния.
  • Объединение большого количества добропорядочных людей может противостоять любому врагу, так же как жесткая густая трава может выстоять под проливным дождем.
  • Даже небольшая группа людей может оказаться очень стойкой. Слона привязывают веревкой, сплетенной из травы.
  • Когда угроза потери состояния и опасность для жизни становятся неизбежными, правитель должен склониться перед врагом и таким образом спасти свою жизнь и богатства.
  • Иногда бывает необходимо заключить мировое соглашение с врагами и вступить в конфликт с друзьями. Мудрый идет на такие шаги ради достижения преследуемой цели.
  • Врага можно нести на собственных плечах, но когда наступит подходящее время, нужно покарать его, разгромив, словно камнем глиняный горшок.
  • Враги не должны знать о ваших слабостях, но вам об их слабостях знать необходимо. Следует скрывать свои намерения, подобно тому, как черепаха втягивает свои лапы и наблюдает за врагом.
  • Идея, зародившаяся в уме, не должна становиться широко известной. Секрет, хранимый за семью печатями, должен обнаружиться в действии.
  • Следует скрывать свои собственные слабости, а о слабостях врага нужно узнавать как можно больше. Правитель, желающий процветания своему царству, должен вести себя, словно заимодавец.
  • Правитель должен заключить перемирие на полгода или год. Этого времени ему будет достаточно, чтобы выявить силы противника и повергнуть его.
  • Оказавшись в затруднительном положении, правитель должен заключить союз со всеми возможными союзниками, как поступил Рама с медведями и обезьянами.
  • Очень трудно пересечь огромный океан. Армия обезьян не отличалась пытливым умом. Но несмотря на это Рама смог (с их помощью) построить мост через океан.
  • Только те, кто имеют очень сильное желание добиться общей цели, готовы вступить в союз. Не может быть и речи о союзе, если стороны не имеют необходимого желания. Чтобы привлечь союзников, необходимо иметь в запасе интересные для них предложения.
  • Не стоит выбирать союзников, заинтересованных лишь в деньгах и положении. Как только они обретут желаемое, союз распадется.
  • Скупца можно привлечь богатствами, гордеца — почестями, глупца — лестью, а умного — честностью.
  • Вышестоящего завоевывают почтением, подчиненного — подарками, а равного — отвагой.
  • Беспощадного правителя, необразованного учителя, гневную жену и равнодушных родственников следует оставить незамедлительно.
  • Следует пожертвовать одним человеком ради спасения семьи, семьей ради спасения деревни, деревней ради спасения страны и всей землей ради собственного спасения.

 Разные афоризмы

  • Сила правителя заключена в бесстрашных воинах, брахмана — в знании науки о Боге, а сила женщины в сладостной красоте и свежести.
  • Бессильна армия, лишенная командующего, так же как образование, не примененное на практике, также обречены на неудачу начинания безграмотного и жизнь незамужней женщины.
  • Обречена армия, лишенная командующего, одинокая женщина, жертвоприношение без пожертвования и подношение усопшему без помощи священника.
  • Пытаться переплыть бурную реку, сражаться с великим воином так же бесполезно, как враждовать со множеством людей.
  • Корм для скота, топливо и пищу, а также всевозможные виды оружия всегда следует хранить вдали от посторонних глаз, чтобы избежать нападения врага.
  • Во время эпидемии, вторжения врагов, голода и нападения разбойников спастись можно только бегством.
  • Воин, вернувшийся с поля боя, вызывает радость родственников, так же как зерно, принесенное в дом, переваренная пища и постаревшая жена.
  • Воины, устрашившиеся битвы, не войдут в ворота рая, так же как брахманы, устрашившиеся холода, и женщина, устрашившаяся огня.
  • Не следует вставать между беседующими брахманами, между брахманом и огнем, мужем и женой, слугой и господином, буйволом и плугом.

 Обязанности и качества государственных чиновников

  • Тот, кто ищет славы, должен служить правителю, тот, кто ищет богатства, должен служить богачу, тот, кто ищет знаний, должен служить известному ученому, а тот, кто хочет потомства, должен дождаться соответствующего периода в цикле своей жены.
  • Служение правителю, любовь среди равных, дела торговцев и хорошая жена в доме, все это — добродетели.
  • Безвестный человек становится важным, если служит правителю. Тот, кто лишается такого служения, становится безвестным и всеми забытым.
  • Процветание проистекает частью из торговли, наполовину из сельского хозяйства, на четверть из служения правителю, но из сбора подаяний не проистекает ничего.
  • Сначала торговля и сельское хозяйство, затем коневодство лошадей, потом купля-продажа и лишь потом служение правителю.
  • Богов можно умилостивить преданностью, слуг — подарками, рабочих благосклонностью, а брахманов — выражением почтения.
  • Самые важные принципы министра — рвение в осуществлении приказов правителя, сладость речей и твердость в принятии решений.
  • Министр должен уметь предлагать стратегический план в отношении с врагов, предпринимать быстрые шаги в своих собственных делах, радоваться успехам друзей и вести себя смело в свершении государственных дел.
  • Пять вещей сжигают тело без огня: служение плохому правителю, невыплаченные долги, неуважение людей, разлука с любимой, отвернувшиеся из-за бедности друзья.
  • Шесть вещей сжигают тело без огня: жизнь в плохой деревне, служение плохому правителю, плохая пища, раздражительная жена, глупый сын и овдовевшая дочь.
  • Слуги окружают правителя, подобно сорнякам, окружающим дерево, так и женщина всегда будет окружена мужчинами. В этом нет сомнений.
  • Женщина способна погубить всех своей красотой, брахман — служением правителю, теленок погибнет, удалившись от матери, а деньги теряются в чрезмерной жажде наживы.
  • Следует хвалить новые одежды, новый зонт, свежие фрукты, выросшие в лесу, и все остальное, но помимо этого нужно хвалить и старого верного слугу.
  • Следует оставить жестокого господина, как и скупого, неразборчивого и неблагодарного.
  • Птицы покидают бесплодные деревья, лебеди оставляют высохшие озера, женщины оставляют мужчин с опустевшим кошельком, министры оставляют падшего правителя, пчелы покидают увядшие цветы, а звери — сгоревший лес. Кто же кем правит? Попытайтесь найти удовлетворение в самих себе.
  • Министры — украшение правителя, образование — украшение отважного мужчины, муж — украшение жены, а хороший характер украсит каждого.
  • Правителю следует искать общества разносторонне развитых людей, так как без достаточного опыта невозможно преуспеть ни в каком начинании.
  • Правители, лишенные поддержки министров, не смогут править долго, подобно деревьям, растущим на берегу реки, и женщине, лишенной опеки.
  • Что бы ни сделал слуга, хорошее или плохое, это скажется на правителе.
  • Правитель страдает от плохих советников, подобно похотливому затворнику, избалованному сыну, необразованному брахману, пьяной женщине, отношениям при недостатке любви, неосмотрительному человеку.
  • Плохой министр вредит правителю, как грабитель разрушает страну, а плохие женщины и плохие сыновья — семьи.
  • Мудрые люди страдают, если правителя окружают злонамеренные министры, так же опасны пьяный врач, безграмотный актер, не обладающий опытом брахман, трусливый воин, недружелюбный хозяин, глупый слуга, взбудораженная страна, жена, гордая своими детьми, изменяющая мужу.
  • Правители страдают от ошибок своих слуг, как образование — от отсутствия практик, женщины — от праздного образа жизни, а поле — от плохих семян.
  • Истинное счастье обретает лишь тот, кто оставляет зловредную жену, глупого сына, косноязычного советника, а также равнодушных родственников.
  • Мудрецы никогда не служат министрам, которые ведут правителя по ложному пути, брахману, который женился на женщине из касты шудр, а также аскетам, которые нарушают свои клятвы.
  • Слуги бывают отменные, никчемные и посредственные. Каждому из них нужно дать посильное задание.
  • Правители должны назначать обязанности своим подчиненным, прежде выяснив, какими способностями они обладают.
  • Слуги усердные, удовлетворенные своим положением, бдительные, преданные, невзирая на счастье или горе, очень редко встречаются в этом мире.
  • Человек проверяется четырьмя способами: по родословной, по манерам, по качеству выполненной работы и по поступкам. Подобным же образом проверяется золото: царапаньем, на излом, нагреванием и ударом.
  • Слугу можно испытать, отправив его с поручением, родственника — в трудной ситуации, друга — в тяжелые времена, а жену — в бедности.
  • Если приходится выбирать между ядовитой змеей и злонамеренным человеком, то лучше выбрать змею. Она кусает, но не всегда, а человек делает это на каждом шагу.
  • Правители держат при себе благородных людей только с одной целью: они не предадут его ни в начале, ни в середине, ни в конце его правления.
  • Во время наводнения океан выходит из берегов, но хорошие люди никогда не теряют самообладания.
  • У мудреца есть только хорошие качества, а у глупца только плохие. Поэтому один-единственный мудрец намного лучше тысячи глупцов.
  • Обладающий хорошими качествами должен быть занят под стать своей природе. Мудрец украшен множеством хороших качеств, в то время как глупец не украшен ни единым.
  • Слуги удачливого правителя обладают чувством собственного достоинства, хорошими манерами, контролируют свои чувства, честны, открыты и проницательны.
  • Приглашая на службу мудреца, правитель обретает три великих блага: славу, богатство и рай.
  • Пригласив на службу глупца, правитель обретет три огромные напасти: плохую репутацию, потерю богатства и ад после смерти.
  • Правитель должен избегать мошенников, нечестных, жестоких, безынициативных, необразованных и трусливых.
  • Тот, кто жесток, подвержен порокам, скуп, робок, или слишком открыт и расточителен, не должен назначаться на какую-либо ответственную должность.
  • Мелких людей следует избегать, как двуногих зверей. Они жалят острыми словами, словно невидимым жалом.
  • Следует прятать от окружающих глупцов все свои хорошие качества, как солнце прячет свои лучи в облаках.
  • Правитель, не избавившийся от придворного, который так же богат, образован, просвещен и отнял у него половину царства, обречен.
  • Плохого министра следует удалить из своего окружения, как следует удалить колючку из ладони и шатающийся зуб из десны.
  • Правитель должен прогнать слугу ленивого, болтливого, глупого, жестокого, порочного, упрямого, разочарованного и неучтивого.
  • Главный судья в государстве должен быть хорошего происхождения, иметь хорошие манеры и характер, быть компетентным юристом и опытным следователем.
  • Казначей должен быть заинтересован в том, чтобы увеличить доходы в казну, быть смелым, опытным в оценке драгоценных камней, честным и прилежным.
  • Министр, отвечающий за добычу металлов, должен быть компетентным, лояльным, правдивым, контролирующим свои чувства, не алчным и удовлетворенным своим материальным положением.
  • Командующий армией должен быть сведущим в военных науках, образованным, неутомимым и отважным.
  • Конюх должен разбираться в лошадях, превосходно понимать колесницей, а также быть отважным и храбрым.
  • Привратник правителя должен улавливать его намеки, быть сильным и безупречно выглядеть. Он не должен быть беззаботным и легкомысленным.
  • Министры должны обладать хорошей памятью, быть легкими на подъем, сведущими в политических науках, разбираться в искусстве и многом другом.
  • Писарь должен быть красноречивым, мудрым, искренним, контролирующим свои чувства, имеющим познания в самых разных областях.
  • Придворный лекарь должен быть знатоком Аюрведы, обладать приветливостью, благородным происхождением и отменными качествами.
  • Придворным священником может быть только тот, кто является знатоком Вед и Веданг, возносит молитвы, совершает жертвоприношения Богу и всегда готов благословлять людей.
  • Придворный учитель должен быть сведущ во всех областях знания, красноречив, хладнокровен, обладать способностью убеждать, а также быть чистым внутренне и внешне.
  • Придворный астролог должен быть образован и владеть секретами толкования астрологических карт.
  • Брахман, обладающий знанием математики, владеющий наукой художественного письма, разбирающийся в древних писаниях, а также способный толковать астрологические карты, достоин поклонения на уровне богов.
  • Смотритель внутренних апартаментов должен быть хромым, горбатым, глупым, старым, равнодушным к женщинам, контролирующим свои чувства, свободным от желаний и пригодным для всякой работы.
  • Придворный повар, обучившийся этому искусству у своих отца и деда, должен прекрасно разбираться в тонкостях кулинарии, быстро готовить вкусные блюда, быть опрятным и честным.
  • Посланник правителя должен быть способным, красноречивым, мудрым, разбирающимся в людях, храбрым и чутким.

 Люди и правители

  • Плохое отношение к правителю или же выражение ему непочтения есть не что иное, как убийство без оружия. Короткий сон убивает женщину.
  • Правитель приказывает только один раз, ученый муж говорит только один раз, девушка может выйти замуж только один раз. Все это может случиться лишь однажды.
  • Правитель никогда не должен восприниматься как обычный гражданин. Обычные граждане, наоборот, должны относиться друг к другу, как к правителям. Правитель оказывает сильное влияние на всех своих подданных, подталкивая их либо к добродетели, либо к порокам.
  • Если мать предлагает яд, отец продает сына, а правитель заберет, все, чем я владею, то кто сможет защитить меня?
  • Если правитель, его министры и священники воруют, то что делать мне? Где есть защита, там есть место страху.
  • Если правитель ведет праведный образ жизни, люди живущие в его государстве, также будут праведными; если же он будет грешить, то же будут делать и его подданные. Правитель и его подданные связаны между собой.
  • Правитель несет ответственность за грехи граждан своего государства, как священник несет ответственность за грехи правителя, муж — за грехи жены, а учитель — за грехи учеников.
  • Если правитель подобен льву, министры подобны тиграм, а чиновники — другим хищникам, люди, живущие в таком государстве, будут обречены.
  •  Общие правила для правителей
  • Правитель — украшение страны, луна — украшение звездного неба, муж — украшение жены, а образованность красит каждого.
  • Не следует презирать правителя, даже если он еще ребенок или ведет себя, как обычный человек.
  • Для того правители желают земель, чтобы все их указания выполнялись беспрекословно.
  • Иногда, несмотря на обладание необходимыми качествами, правители оставляют свои владения — не из-за глупости, а чтобы приблизиться к истине (неважно, как и когда это происходит).
  • Плод завоевания земель — власть, плоды образования — знания, а богатства — пожертвования и наслаждения.
  • Правитель, лишенный благородного происхождения, ученый, вырастивший глупого сына, а также бедняк, внезапно разбогатевший, находят пренебрежительное отношение со стороны окружающих.
  • Правители должны научиться видеть глазами правосудия, ученые глазами знания, брахманы — глазами писаний, а все остальные — обычным способом.
  • Правители видят с помощью агентов, коровы видят носом, брахманы — через призму писаний, а все остальные люди — обычным способом.
  • Никто не может быть мудрее создателя. Золото не имеет запаха, сахарный тростник не плодоносит, сандаловое дерево не цветет, ученый небогат, а правитель не живет долго.
  • Бог способен превратить правителя в нищего, а нищего в царя, бедного сделать богатым, а богатого бедным.
  • Не следует будить правителя, льва, змею, свинью, младенца, злую собаку и глупца.
  • Следует разбудить не задумываясь казначея, придворного, ученика, путешественника, голодного и боязливого.
  • Ненависть к правителю ведет к погибели, ненависть к другим ведет к утрате богатств, а ненависть к мудрому влечет за собой потерю семьи.
  • Знать живет в городах, простолюдины живут в деревнях, злые демоны живут в самом сердце и вокруг деревень.
  • Смирению следует учиться у благородных наследников, красноречию — у ученых мужей, трюкам и ловкости рук — у азартных игроков и хитрости — у женщин.
  • Восемь сущностей не ведают о печалях других: правитель, проститутка, смерть, огонь, вор, младенец, нищий и бродяга.
  • Кто смог избежать надменности в погоне за богатствами? Какой сластолюбец смог избавиться от беспокойств? Чье сердце не страдало из-за женщины? Кто смог долго оставаться в ближайшем окружении правителя? Кто смог избежать неумолимого действия времени? Какой нищий обладает чувством собственного достоинства? Кто смог вырваться из дурного общества и удержаться на ногах?
  • Кто смог узреть в правителе друга, чистоплотность в воронах, честность в азартной игре, прощение в змее, удовлетворенность любовью в женщине, бесстрашие в трусе и могучую силу в пьянице?
  • С правителями не должно дружить. Всякая змея ядовита. Никакая семья не сможет похвастаться незапятнанной репутацией, если в ней родилась дочь.
  • Кто видел довольных кошек, царей, куртизанок и нищих?
  • Разве мудрый человек станет доверять правителю, женщине, змее, врагу, огню или злонамеренному человеку?
  • Не следует доверять членам семьи правителя, женщинам, животным с когтями или рогами, реке, а также вооруженным людям.
  • Следует опасаться подлых людей, а также правителей и тех, кто находится у него на обеспечении. Следует опасаться врагов, памятуя об их прошлых поступках.
  • Только те, чей срок жизни подошел к концу, будут доверять безумцам, змеям, пьяницам, слонам, женщинам и правителям.
  • Образование, полученное благодаря изучению предмета, следует закрепить практикой. Правителя, несмотря на его положение, следует подозревать в дурных поступках. Девушку, находящуюся рядом, следует оберегать от напастей. Привязанность к обучению, правителю и молодой девушке преходяща.
  • С шестью сущностями следует обращаться осторожно, с опаской за собственную жизнь: с правителем, огнем, водой, женщиной, змеей и глупцом.
  • Мудрый ищет возможности служить правителям, чтобы помочь друзьям и уничтожить врагов. Какой смысл стимулировать желудок, если в него не попадает пищи?
  • Благосклонное отношение правителя напоминает тень в знойный день, так же и с учителем, отцом, старшим братом и родственниками. Такое выпадает редко.
  • Не следует приближаться к правителю с пустыми руками, как и к божеству, учителю, астрологу и врачу. Подношения в свое время принесут результат.

Категория: Чанакья Пандит | Добавил: LediOseny (25 Июня 2009)
Просмотров: 1406 | Теги: Чанакья Пандит, Афоризмы из «Чанакья-раджанитишастр
Меню сайта
Категории
О браке, семье [1]
О воспитании детей [2]
О внутр. мире человека [4]
О героях и героизме [1]
О дружбе [2]
О жизни, о судьбе [22]
О юморе, смехе [2]
О доверии [1]
О счастье [6]
О книге, чтении [2]
О логике [1]
О любви [8]
Об отношениях между людьми [3]
О победах и поражениях [1]
О речи, о слове [3]
О труде, о работе [1]
О саморазвитии [4]
О женщинах [9]
О мужчинах [1]
О мудрости [2]
Об интернете [1]
О душе [2]
О прощении [1]
Древняя Греция [71]
Чанакья Пандит [4]
Чанакья Пандит был видным политическим деятелем древней Индии. Здесь представлены его высказывания по различным жизненным вопросам.
Козьма Прутков [1]
Ч.И.Амирэджиби [9]
Грузинский писатель (род.1921)
Г.Х.Андерсен [4]
Датский писатель (1805-1875)
Л.Н.Андреев [6]
Русский писатель (1871-1919) Коренной проблемой литературы считал проблему совести.
И.Андрич [2]
Иво Андрич (1892-1975) - сербский писатель
Арагон [3]
Луи Арагон (1897-1982) - французский писатель и общественный деятель
Последние материалы
О сайте
Собрание мудрых мыслей, притч, метких изречений и литературных цитат из русской и зарубежной литературы

Приветствую Вас!

Приятного времяпровождения на сайте!

Мысль дня
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0