Кладовая веков Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
Главная » Статьи » Мифы, легенды » Славянские сказания

Вырий, древний рай арийцев (часть1)

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота Океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские!
Не здесь ли, в раздольях седой старины,
Не в этой ли шири высот поднебесных,
Не в этих ли безднах глухой глубины
И омутов темных воздушного моря.
Искать надо нить нашей жизни былой
И мир тот чудесный?
Не здесь ли родились
И князь Красно-Солнце, и быт наш родной,
И вещий Микула с семьей богатырской?
Не с этих ли пор в древний мир наш вошли
И древние дивы, и чудища мрака,
Властители первые всякой земли?
Не здесь ли бьет ключ и преданий народных?..
Сперва первобытный туман вокруг нас
И мрак довременный; еще ни земли нет,
Ни светлого неба; молчит Божий глас,
Лишь дуб-Стародуб иль дуб влажный Мокрецкий,
Небесная ясень, раздвинул свои
Огромные корни по темным пространствам
Незримого неба. Нигде нет земли;
Лишь дуб этот чудный нависнул ветвями
В безмолвных пространствах, покрывши густой,
Широкою листвой воздушное море.
Из этого дуба с сребристой корой,
Предвечный Дух Божий, - начало всего, -
Струится живая роса, - вода жизни.
Что есть и что будет парить над водами...
Мир должен создаться по слову Его.
Впоследствии мы встретим не раз это Слово!
На дубе чудесном, в тумане густом,
Живет уже белка. Грызет эта белка
Златые орехи - то молнья и гром;
По ветвям златистым порхают жар-птицы;
Над белкою - сокол. И ночью, и днем,
Хранить он на дубе плоды золотые,
От лютого змия, что обвил хвостом
Еще невидимое, горнее небо.
На самом верху Стародуба кипят
Живая вода и ключи воды мертвой;
Под ними вертятся и громко стучат
Два жернова-камня, что мелят богатства
И счастье. У индов, из бездны глухой
Безбрежного моря земного, всплывает
Божественный лотос. Как в зыбке златой,
В его влажной чаше, блестящей, как солнце,
Плывет, колыхаясь, младенец святой,
Бог творческих сил, бог грядущей вселенной.
Но это не лотос всплывает простой,
А это всплывает из недр океана
Земля, в виде злачных семи островов;
Не бог простой в чаши сияет зеленой;
Но бог сил предвечных, отец всех богов,
Дух всюду присущий всезиждущей жизни.
Из дивно-божественных первых семян
Того цветка жизни родится златое,
Как красное солнце, яйцо-великан;
Оно раздвоилось, и из скорлуп вышли
Земля, небеса и златой океан
Светил, что сияют в пространствах воздушных.
У нас же не лотос зеленый плывет,
А два чудных гоголя, белый и черный:
Белбог с Чернобогом; один достает
Со дна синя-моря земли горсть, и оба
Творят первый остров. Белун-бог творит
Поля и равнины, доступные людям;
А злой Чернобог исказить норовит
Мир Божий, наставив утесов, ущелий,
Высот, буераков. Потом создает
Белбог из земли и песка человека;
Но злость Чернобога ему не дает
Окончить и этот божественный подвиг,
Как он бы хотел; Чернобог или черт,
На зло, исказил и его человека,
У нас также петель божественный снес
Яйцо мировое; из внутренней части
Яйца вышли реки, а ветер разнес
Оттуда же семя цветов и растений.
Но петель вспорхнул, и с земли улетел
На горнее небо. Там он, обмываясь
В воздушной пучине, на весь мир запел:,
И каждое утро, своей вещей песней,
Будить стал природу и спящих людей;
Но людям досадны его стали песни,
Мешавшие спать, и в последствии дней,
Им в пику, слетел он на синее море,
И стал будить солнце. Он песнь заведет,
Захлопав крылами, тотчас же подхватят
Ее петухи в деревнях, и поет,
Поет в перекличку их хор неумолчный.
Другое предание весь род людской
Еще производит от силы небесной;
Людей порождает бог-Небо с Землей,
Дух света и мрака, мгла темная тучи
И бог древний - Род, сей славянский Адам,
И вместе бог Яма, что мечет на землю,
Подобные ярким падучим звездам,
Небесные груды. В те дни первый смертный
Своим страшным ростом был равен горам,
А телом покрыть мог широкое поле;
Когда засыпал он, в его волосах
Свободно свивал для себя гнездо ястреб;
В ушах же его, как в глубоких норах,
Гнездились лисицы... Он всходит на небо,
Спускается в бездны; ему нипочем
Шагнуть через море. Он делит трапезу
С самими богами; он равен во всем
Богам самым высшим, как он же рожденным
Землею и Небом. Но он не уйдет
От челюстей смерти: он перворожденный
И первоумерший; он будущий Род,
Тот бог, что бросает небесные груды.
Сначала живет он в цветущих садах,
Средь Вырия. Вырий, или Буян-остров, -
Не то на земле он, не то в небесах.
То век золотой и серебряный мира,
Весеннее утро счастливой земли,
Сияющей в блеске и брызгах алмазных
Весны первобытной, - чего не могли
Лишить смертных долго и самые боги.
Сперва люди чтут лишь одно божество, -
Предвечного Бога, живущего в небе,
Сварге кругловидном. Его естество
Исполнено к смертным высокой любовью;
Сей бог - сама Вечность, и мир называл
Его Богаваном, Зерван-Акереном,
Сварогом и Днем. Он бог всех начал:
Он создал вселенну своим дивным словом,
Он есть отец неба и прочих богов,
Прабог всего мира. Вначале, блаженный
Еще человек жил немало веков
С ним вместе, и даже трапезовал с богом;
Но злой дух, Курент, раз, по злобе своей
Его напоил так за трапезой этой
Вином, им добытым на гибель людей,
Что бог его в гневе низвергнул на землю,
И отнял часть силы.
Недолго потом
Еще люди жили в любви и согласьи;
Не то уж и в Вырии стало земном,
Хотя и сносились они еще с богом,
Сначала окончился век золотой,
Настал век серебряный; мирно, в довольстве
Еще жили люди и тою порой;
Но скоро и это промчалося время,
И лишь завершился серебряный век,
Вражда и раздоры наполнили землю
И самое небо; восстал человек.
На ближних своих и богов вековечных
Блестящее небо с древнейшей поры
Казалося людям таинственным миром:
Оно представлялось им в виде горы;
Им очень хотелось еще в ту эпоху
Пожить по небесному, и Чернобог
Однажды проникнул с толпой великанов,
В божественный этот, блестящий чертог;
Но часть их, наевшись небесных оладьев,
Свалилась на землю. В досаде Белбог
Или Сварог древний ударил о камень
Божественным молотом, и в тот же миг,
Родился Громовник с блестящею ратью;
Духов светозарных; он тотчас настиг
И всех остальных, и низвергнул их с неба:
Одни приютились тогда на земле,
В водах и в лесах, но главнейшие силы
Попадали в бездну, где в огненной мгле
Живут и поныне.
А мир был наказан,
За распри потопом. Враждуя с собой
И с силами горними, люди разбили
Яйцо золотое вселенной; рекой
Оттоль хлынул ливень воды первобытной,
И скрыл под собою весь мир сей земной.
На помощь немногим с ветвей Стародуба
Упали скорлупки златых желудей;
Иные успели схватиться за ветви
Всемирного древа; а двое людей
Спаслися, прыгнувши чрез кости земные -
Скалистые горы.
Из нескольких слов,
Составивших корни арийских наречий,
Наука уж видит в быту тех веков
Большое развитие жизни разумной.
На самой заре первобытной земли
Род сильный арийцев имеет строенья
И связи родства; воеводы, вожди,
Старейшины правят его племенами.
У них есть уж дом и родная семья;
Зубчатые стены их крепкой ограды
Торжественно вносит богиня-земля
В резьбу своей самой древнейшей короны.
Живя искони в непрестанной борьбе,
Они уж куют или точат оружье,
Имеют сосуды, готовят себе
Хмельные напитки и разную пищу.
Младой Селяниныч оралом своим,
Или златой сошкой, что с неба упала,
Еще раскаленной огнем неземным,
Орет уже землю. Он также владеет,
Ярмом золотым, золотым топором,
Такою же чашей, - всем этим снабдили
Его небеса. Он любим божеством,
И смотрит главою арийского рода.
Его жизнь проходит в полезных трудах;
Он чтит всего больше родимую землю; -
Его род отважный, в долбленнных ладьях,
Браздит уже реки, а, может, и море.
С развитьем людей, и в святых небесах
Свершилися также свои перемены;
Мир новый уж знает семь горних небес,
На место трех прежних; тогда как вначале
Одно было небо. Сварог-Дий исчез,
Явились сыны его, новые боги;
Земля прозвалась Деметрой-благой,
Божественной Диной, божественной Ладой,
Супругою неба, богиней святой,
Праматерью мира и всех в нем живущих.
На самом Востоке, и дворце золотом,
Царит молодой бог, всезрящее Солнце,
Дагбог, или Вишну, бог с острым мечом,
Всевед златовласый, всезиждущий Митра.
Его двор на скользкой стеклянной горе;
Бог-Солнце сидит на златом на престоле;
При нем, как при высшем небесном царе,
Живут для прислуги красавицы-сестры;
Одна, Заря утра, ему подает
Коней, запряженных в злату колесницу;
Царь дня на небесный подъемлется свод,
И мир озаряет своими лучами;
Другая, в конце дня, встречает его,
И стелет в багряных водах океана
Ему постель на ночь... Там ждет своего
Бессмертного друга царица в короне,
Красавица Лада. Всю ночь Солнце с ней
Проводит любовно до позднего утра.
В дворе его светлом сидят семь судей,
Планет переходных; средь них его дядя
Иль брат, лысый Месяц. Семь вещих комет,
Семь вестников быстрых, разносят по свету
Веления Солнца.
Едва видный след
Ведет к его трону стеклянной горою.
На самой средине, сидят на горе
Я Двенадцать, рожденных им, месяцев года;
Но каждый имеет к известной поре
Особый дворец еще, в горних созвездьях.
При них роженицы, иль девы судьбы,
Пророчицы, вилы, или девы Солнца:
Они назначают дни тяжкой борьбы;
И радостей смертным; они прядут нити
Короткой их жизни; у них же в руках
Недоля и доля людей, с дня рожденья.
На светлом Полудне, в тех самых местах
Блестящего неба, где ярче сияет
Палящее солнце, там мирно живет
Мир светлый усопших. Над ними издревле
Господствует Яма, старинный наш Род,
Прапрадед Микулы, тот перворожденный
И первоусопший прапращур людей,
Что мечет на землю небесные груды.
Там, в горних пространствах, средь ярких лучей
Веселого солнца, престол его мирный
И царство блаженных; там эта страна,
Родителей, дедов, где их ожидают
Вновь радости жизни. Там вечно весна,
Душевное счастье, поют сладко птички,
Всегда зеленеют деревья, журчит,
Лаская, как музыка, слух, в тени рощей
Небесный источник воды, шелестит
Едва ветерок по цветам благовонным...
Заря, сестра Солнца, царица тех мест,
Впускает их души в златое оконце, И там их покоит.
Как искорки звезд,
Несутся туда, по воздушному морю,
С душами усопших златые ладьи,
Которыми правят особые боги,
Блюстители этого груза земли,
Взамен Род бросает оттуда на землю,
Отдельно для каждой подлунной страны,
Небесные груды еще душ не живших:
То души младенцев, что также должны,
Окончив земной путь, к нему возвратиться.
На Севере дальнем, в зеленых садах,
В воздушных чертогах, живет чернокудрый,
С златой бородою, ужасный в боях,
Бог светлый эфира и горнего света,
Верховный бог молний и страшных громов,
Друг пахарей мирных, благой покровитель
Полей и садов их, гроза злых духов
И гордых титанов, блистательный Индра,
Перун наш Громовник.
Он молньей своей
Насквозь пробивает воздушные горы,
И свежею влагой небесных ключей
Оттоль напояет засохшую землю.
Он насмерть сражает скрывателя вод,
Воздушного змея-Засуху, и миру
Дает плодородье.
С ним вместе живет
Слуга и товарищ, божественный Трита,
Стрибог наш славянский, что дышет с небес
На землю, то бурным, то теплым дыханьем.
Их общею силой в то время чудес
Сражен семихвостый дракон, троеглавый
Твасютру, тот змей, что похитил коров
Небесного стада, и Вритру, - сообщник,
Который укрыл их в горах облаков.
В Египте тот самый же Индра-громовник,
Всеместный каратель злых демонских сил,
Приял имя Пта, и убил там дракона
Мертвящей все ночи. У греков сразил
Он змея Пифона, и стал сребролуким,
Младым Аполлоном, назначив свой храм,
Едва не всемирный, средой прорицаний.
Но прежде всех странствий по дальним странам,
Он дал первым людям огонь свой небесный.
Как сам отец молньи и бога Агни,
У нас Радегаста, он бросил на землю
Небесное пламя, - и многие дни
Мир в пламени этом чтил нового бога.
На Западе темном царит бог Водан,
Старинный Варуна, бог горнего моря,
Царь туч, освежитель благой земных стран,
Всещедрый податель живой воды Сомы.
Из этой-то бездны повис над землей
Тот дуб-Стародуб, та смоковница мира,
Златая та ясень, отколь мир земной
И самое небо прияли начало.
Она дает людям земные плоды;
Ее ветви сочат напиток бессмертья;
Она земледельцев питает труды,
На ней утвердил бог предвечный вселенну;
Под нею пасется, средь горних лугов,
Воздушное стадо коней златогривых,
Овец светлорунных, небесных коров,
И черных, и рыжих. Пасет их бог песен,
Белес златокудрый; а их стережет
Лихой пес, сын Вритру, - не нашего ль Ветра?
Лохматый Сарама.
Сюда хоровод
Слетается нимф, тешит страстною пляской
Богов вековечных; здесь бурное царство
Титанов седых; здесь по темным ночам
Они забавляются дикой охотой,
Приятной не меньше и горним богам.
По этим-то безднам отжившие души,
То в образе легких, златых мотыльков,
То мальчиков с перстик, с земли отлетают
На небо, - сперва в темный мир облаков,
И прямо оттуда, в блаженный край Рода.
По этому ж морю, в ладье золотой,
Во мгле разъезжает и тот перевозчик,
Что их доставляет на вечный покой,
В мир светлый блаженства.
На Западе ж дальнем
Считался и тот мир, столь страшный живым,
Где царствует Навий с женою Маранойл
Держа в руке жезл, он ворочает им
Громадные груды костей, - прах усопших;
У ног копошатся его муравьи
И вороны. После означилось тут же
И царство Мороза. Бог поздний земли;
Он все-таки стар уж, с седой бородою,
Закутан весь в белый мохнатый зипун;
Но он босоног и без шапки, с железной
В руках булавою. То царь-Карачун;
С ним царствуют вместе Сон тихий с Дремою.
Но весь первобытный край этот земной,
Тот Вырий блаженный, где жил род арийский,
Сравнительно был он мирок небольшой,
Еще влажный остров, от высей Алтая
До гор Гималайских, омытый кругом
Седым океаном; а дальние страны
Европы, что этот род занял потом,
Скрывались в то время еще под водою.
Весь Север России, от горных вершин
Страны скандинавов до высей Рифейских,
В то первое время был только один
Пустой, длинный остров. Где царствует ныне
Британский лев, смутно, седой полосой
Белела гряда островков, простираясь
До нынешней Бельгии, тою порой
Еще составлявшей дно бурного моря.
Арденские горы и весь край лесной
Срединной Германии, часть земли галлов,
Имели вид также больших островов;
А вся остальная Европа лежала
Еще под водою, и много веков
На Западе темном лишь царствовал древний
Водан, бог туманов.
Но чудна была
Зато величава земная природа.
Курясь благовоньем, земля вся цвела
Тропическим садом; тенистые рощи
Мимоз многоцветных, тюльпанных дерев,
Как пурпур горящих, густых олеандров,
Широких смоковниц; глубь темных лесов
Лавровых и миртовых; сверху аркады,
Тропических злаков, ползучих лиан;
В шумящих потоках громадные листья
Зеленых нимфей; а кругом - океан,
То темный и бурный, то ярко-блестящий
В лучах жарких солнца; везде блеск и тень,
Прозрачное небо весны первобытной;
Волшебные ночи, сияющий день,
Чертог исполинский богов и чудовищ.
В лесах раздается рычанье зверей;
Деревья трещат под неистовой битвой
Бизона со львом; близ жилища людей
Свободно гуляют тапир, мастодонты,
Чудовищный мамонт; стада обезьян,
Гиббон и горилла играют по ветвям
Гигантских деревьев; огромный кайман
С чудовищной, хищной, как он, черепахой
Ползут по болотам; средь илистых вод
Кишат саламандры или диатомги,
И уж воздвигают незримый оплот
Всемирному морю своим наслоеньем
То был потрясений земных период
И переворотов, - и самые звезды
Сияли иначе еще в небесах.
Златые созвездья Креста и Центавра
Виднелись на наших еще широтах;
Но Сириус, пояс златой Ориона,
Здесь были незримы; зато во весь свет
Горело созвездье блестящее Лиры,
Как это вновь будет чрез тысячи лет,
Когда совершат они круг их течений.
Микула был также до жизни земной
Небесною искрой, и пахарем горним,
Когда, как Громовник, своею сохой
Пахал он на небе дождливые тучи;
Когда же родился, тогда за ним вслед,
Оттуда упала и сошка на землю.
Соха была первый успех, первый свет,
Что внес он с собой в круг общественной жизни.
При самом начале имела она
Лишь вид колеса иль, по древнему, Кола;
Сперва и Микулу родная страна
Звала Колываном; он был див бродячий
И князь колесницы. На ней он воздвиг
Сперва себе кущу или коломягу;
Но скоро разумный его дух постиг
Свое назначенье, - он снял эту кущу
С колес подвижных и срубил прочный дом;

Обнес постоянный дом этот оградой,
И сделался, в Вырии еще родном,
Оседлым хозяином. Князь колесницы
Известен и в Индии, где мир былой
Его звал Накулой. Быть может, Накулой
Звался и Микула; но край наш родной,
Иль лучше Микулы ж сыны изменили
Потом его имя, и стали они
Его звать Микулой.
Как старший сын Неба,
А может, и сам воплощенный Агни,
Микула, срубив дом и сделав ограду,
Воздвиг, как водилося в первые дни,
В средине жилища, домашнему богу
На камне широком священный очаг.
Вокруг огня село родное семейство,
И каждый пришелец, будь лютый он враг,
Присев к очагу иль коснувшись рукою,
Был гостем священным и членом семьи.
Как домовладелец или огнищанин,
Микула стал первым владельцем земли,
Где он обитал; как старейшина ж в роде
И старший член в доме, он был уж главой
Семейства и рода. Когда ж разрослися
Семейство и род его, поздней порой,
И стали народом, он стал господином,
Главою народным.
Как царь очага и потомок богов,
Микула приносит им первую жертву
От лучших избытков домашних трудов
Своей сельской жизни. За это род-племя
Его нарекает верховным жрецом,
Кем он и остался.
Великий то день был,
Тот день первой жертвы, и много потом
О ней говорили и люди, и боги;
То первая жертва от смертных была
Богам вековечным, знак первого рабства;
Высоким значеньем своим привлекла
Она сто богов и сонм целый народов.
Ее изготовил сын вечных богов,
Муж, в роде старейший, при общем содействе
Им собранных прочих старейшин-отцов
И всех старших в роде.
Свершилось тут нечто,
Подобное чуду той жертвы святой,
Когда сам создатель божественный мира
Принес себя в жертву за мир сей земной,
Себе самому, и тем создал вселенну.
"Весь сонм богов горних и полубогов
Принес его в жертву", - чрез что и раскрылась
Та дивная книга древнейших веков,
Глубокая книга, что так и зовется
Поныне Глубинной.
"На сколько ж частей
Распалася жертва, чтобы создать мир сей?"
А вот, посмотрите, что искони дней
Написано в книге о том Голубиной:
"Луна произошла от разума Божьего
А солнце зародилось от очей его;
Дыханье и воздух изошли от ушей его,
Огонь от светлых уст его;
Тончайший эфир от чрева его,
Твердь от главы, земля от ног его
А пространство от уха его;
Так создались все миры и вселенна.
От этой же жертвы всемирной
Потом создались мудрецы и все люди;
Жрецы произошли от головы Божией,
А воины от руки его,
Земледельцы от чрева его,
А ремесленники от ноги его".
И вот, лишь Микула принес свою жертву,
В то ж самое время раскрылась пред ним
И эта живая, Глубинная книга;
И он мог читать перед родом своим
В той книге всемирной, затем что отныне
Он стал просветленным, народным жрецом,
А первая эта священная книга
Теперь становилась начальным звеном
Дальнейших религий его и потомства.
Всходил а туча претемная,
Претемная и прегрозная;
Из-под той тучи темной
Выпадал а книга Голубиная...
Великая книга Голубиная!
Вдолину книга сорока локоть,
Поперек книга тридцати локоть,
В толщину книга десяти локоть.
Не узнать в книге, что написано,
На руках держать книгу, не удержать будет,
Умом сей книги не сосметати:
И очам книгу не обозрети.
Великая книга Голубиная!
По книге ходить, всю не выходить,
А строки Божий не вычитать.
Тут сама книга распечатывалась,
Сами листья раскладалися,
Слова Божий прочиталися:
Зачинался у нас белый свет
От самого Христа, царя небесного,
Солнце красное от лица Божия,
Зори ясные от риз Божиих,
Млад светел месяц от грудей Божиих,
Буен ветер от воздохов,
Дробен дождик от слез Его,
Народ Божий от Адамия...
Так с каждым столетьем мир этот земной
Старался все глубже постичь Божьи тайны;
И тою же самой пытливой душой
Творил непрестанно богов себе новых.
Но хоть величались богами они,
А в сущности были вассалами только
Сварога, иль Дня, что в первые дни
Считался единственным богом вселенной.
Закончив свое мирозданье, Сварог
Вручил управление юной вселенной
Богам подчиненным, и горний чертог
Закрыл навсегда его образ от смертных.
Земля стала леном сих новых богов,
А он как бы сделался их государем;
Однако они, из земных всех даров,
Ему подносили одно уваженье;
А им самим люди покорной земли
Должны были строить красивые храмы,
Давать приношенья от каждой семьи
И каждого племени, в образе жертвы,
Из лучших животных и лучших плодов,
И даже из кровных сынов первородных;
Кормить и поить их надменных жрецов.
И слепо покорствовать воле их.
Словом, Они, боги, стали царями земли,
Ее господами; от них исходили
Правители мира, главы, судии;
У них в руках были богатство и сила;
Они раздавали народам судьбы,
Недолю и долю; все страны земные
И частные люди им стали рабы,
Искали щедрот их, страшились их гнева;
В их честь учреждали священные дни
Безнравственных празднеств и шумных попоек;
Гордились, когда в чьих семействах они
Себе избирали красивых наложниц:
Желали иметь от их ложа детей.
Безмолвствовал разум пред силой державной
Владык сих всемирных. На смирных людей
От них исходили все блага земные
В награду; но длинный ряд страшных бичей,
Болезни и голод, и мор, и засуха,
Людей ждал строптивых.
Так, с первых же дней
Сам род человеческий выразил явно
Свою склонность к рабству!
Как сын же земли,
Микула чтил силу богов вековечных,
И жертвовал в дар им избытки свои;
Верховная власть их над миром служила
Ему образцом и эгидой святой
Для собственной власти его над семейством
И племенем-родом. Чтя промысл благой
Небесных владык, он поддерживал этим
Свое назначенье и власть над страной;
Но он ощущал и в себе самом также
Присутствие высших, божественных сил;
И в нем рделась искра небесного света,
Той огненной груды, в которой он жил,
Когда Род бессмертный, бог-Щур его древний,
Его бросил с неба, он сам был Агни,
Дух огненный, только закованный в тело.
Затем и молитвы его в эти дни
И самые жертвы богам вековечным
Совсем не имеют простой вид мольбы,
Но больше вид строгих святых заклинаний;
Он сам становился владыкой судьбы
И прямо вступил с божествами в условья.
Они должны были исполнить все то,
Чего он хотел, а взамен он давал им
Условную жертву. Все было ничто
Пред вещим его и таинственным словом:
Он знал его силу, и слово его
Имело способность творить заклинанья;
Он мог все заклясть им, - и больше всего
Страшилися боги Микулина слова.
Микула был дух самобытный для них,
И боги нередко должны были сами
Ему уступать в предрешеньях своих,
И с ним соглашаться. Не меньше страшила
Их также потребность развития в нем,
Врожденная жажда его даров света,
Даров высочайших в сем мире земном;
И боги старались, для собственной пользы,
Держать его в рабстве, во мраке былом,
Который и есть то ужасное рабство.
Боялись тогда не на небе одном
Его вещей силы. Однажды увидел
Микулу на пашне дитя-великан,
И к матери с смехом бежит великаншей
"Смотри, мать, какой там торчит мальчуган,
Его посажу на ладонь я и с сошкой!"
Но мать ему строго на то говорит:
"Дитя, берегись ты того мальчугана;
Ах, много он, много нам бед натворит;
Он некогда сгонит нас с белого света!
Бессмертные сами кипели враждой
И ненавистью самой земною друг к другу,
И часто мешали и мир тот былой
В свои бесконечно-кровавые распри.
На Инде господствовал строгий брамин;
Блестящий бог Вишну гнал грозного Сиву;
Лишь древний Иран, край широких равнин
Еще поклонялся водам и планетам,
И долго не ведал иных он богов,
Опричь бога-Неба, Зерван-Акерена;
Пока Зароастр, муж позднейших веков,
Не внес в страну персов Белбога-Ормузда,
Творца человека и горних миров,
И с ним Аримана или Чернобога.
Род древний Микулы сперва проживал
В их Вырии древнем - меж Индостаном
И светлым Ираном; когда же он стал
Потом размножаться, тогда поселился
В гористом Пенджабе, где в кущах простых
Тогда жили Саки. Под именем Вакха
И бога Гермеса, сих первых земных
Учителей жизни оседлой гражданской,
Микула не раз, может быть, обходил
Ближайшие страны, внося земледелье.
С ним сходен и Шива, чье имя включил
В свои он преданья; они были оба
Владыки огня, и как тот и другой -
Отцы земледелия и праздников сельских,
И оба исполнены этой порой
То мрачных порывов жестокости дикой,
То благости кроткой.
Не чужд ему был,
Быть может, и весь древний мир Индостана;
Не с той ли поры он еще сохранил
Преданье, о чудном рождении Кришны;
"Когда синее море всколыхалося,
Высокие горы всколебалися,
Заблистали огни разноцветны
Засверкали звезды яркие,
Застучали барабаны небесные,
На землю пролился цветочный дождь"
Не там ли он взял первообраз былой
И древних преданий своих богатырских,
Что он переделал позднейшей порой,
Подобно всем прочим народом арийским,
Когда стал жильцом он Полуночных стран,
В родные былины.?.. Но то несомненно,
Что больше всего повлиял Индостан
На древнюю веру его и обряды:
Нигде столько нет, как у первых славян,
Богов многоглавых и празднеств народных,
Столь близких к индийским.
Микула ль их взял
Себе в Индостане, иль их основанье
В том Вырии древнем,
Но сходство их явно.
Так праздник великий
У нас и на Инде был встреча весны,
Иль день пробуждения светлого Вишну!
И день поворота, с седой старины,
Не менее чтимый, когда повернется
Бог дня на другой бок. Тогда лее большой
Был праздник в честь Индры.
С пришествием лета,
Таинственный образ богини земной,
Божественной Ганги, торжественно мыли
В священных водах, - и затем пять-шесть дней
Его обвозили в златой колеснице,
Открытый очам всех усердных людей;
Что также гораздо позднее свершалось
И здесь, на Поморье, пред осенью, ей
Потом приносились особые жертвы;
У нас же, ее обмывавших людей
Тотчас же топили. Затем, в Индостане
Был праздник в честь Ямы, - поминки отцов
Усопших, что там приходилось в то время,
Когда пробуждалась земля из оков
Мертвящей все стужи, и юное солнце
Опять воскресало. С седой старины
Тогда подавались, на память усопших
Лепешки из риса, иль наши блины.
Весною, когда день равняется с ночью,
Сбирались старейшины их и князья
Еще на какой-то торжественный праздник.
Но праздник славнейший, что наша земля
И жители Инда свершают поныне,
Со всеми обрядами даже тех дней,
Был праздник веселый младого Ярилы,
Индейского Шивы, кормильца людей
И главного бога земных всех зачатий.
В дни летние Шива вдыхает собой
Страсть ярую в каждое семя земное;
Он ствол-источитель, бог силы живой,
Он щедрый рассадник всезиждущей жизни,
У нас он - Ярила; наш край приносил
Издревле коней ему белых на жертву,
И лучших из пленных. И долго хранил
Мир древний повсюду сей старый обычай.
Различие, впрочем, небесных богов
От смертных вначале не так было сильно,
Как сделалось позже. В теченьи веков,
Явились пустынные, светлые мужи,
Чей вдумчивый разум уже понимал,
Что боги могучи лишь силой бесплотной,
И если б до них кто достичь пожелал,
То может достигнуть. Для этого надо
Строптивое тело свое соблюсти
От всяких соблазнов и, силою воли,
Очистивши душу, себя возвести
На степень бесстрастья.

Категория: Славянские сказания | Добавил: LediOseny (21 Сентября 2009)
Просмотров: 1275 | Теги: славянские сказания, Вырий
Последние материалы
О сайте
Собрание мудрых мыслей, притч, метких изречений и литературных цитат из русской и зарубежной литературы

Приветствую Вас!

Приятного времяпровождения на сайте!

Мысль дня
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0