- Я пришел, учитель,
потому что чувствую себя таким никчемным, что у меня просто руки опускаются.
Мне говорят, что я ни на что не гожусь, все делаю плохо, что я неуклюжий и
недалекий. Как мне стать лучше? Что мне делать, чтобы меня больше ценили? - спросил юноша.
Учитель, не глядя на него, сказал:
- Как жаль, что я не смогу помочь тебе. Сначала мне нужно решить свою
собственную проблему. Возможно, потом ...
И, сделав паузу, добавил:
- Если бы ты захотел помочь мне, я бы закрыл эту тему быстрее, а затем, может
быть, смог бы оказать, помощь тебе.
- С удовольствием, учитель, - пробормотал, запинаясь, юноша, снова
убедившись, что им пренебрегают, а его просьбы откладывают на потом.
- Хорошо, - сказал учитель. Он снял кольцо с мизинца левой руки и, протянув его
юноше, добавил:
- Возьми коня, который стоит за дверью, и скачи на рынок. Мне нужно продать это
кольцо, чтобы заплатить долг. 3а него нужно выручить как можно больше, но
минимальная цена - одна золотая монета. Поезжай и возвращайся с деньгами как
можно скорее.
Юноша взял кольцо и уехал. Как только он попал на рынок, он начал предлагать
кольцо торговцам, которые разглядывали его с интересом, пока юноша не говорил,
сколько он просит за него. Услышав о цене в одну золотую монету, одни смеялись,
другие поворачивались к нему спиной, и только один старик был настолько
любезен, что взял на себя труд объяснить ему, что золотая монета - это слишком
ценная вещь, чтобы отдать ее за какое-то кольцо. Желая помочь юноше, кто-то
предложил ему серебряную монету и медную посудину, но он строго следовал
инструкции не продавать меньше чем за одну золотую монету и не согласился.
После того, как юноша предложил купить это кольцо всем, кто встретился ему на
рынке, а их было больше сотни, он сел на коня и вернулся обратно, огорченный своей
неудачей.
Как бы ему хотелось иметь золотую монету, чтобы отдать ее учителю, освободить
его от хлопот и получить, наконец его совет и помощь. Юноша вошел в комнату.
- Учитель, - сказал он, - мне жаль, но невозможно выполнить твою просьбу.
Может быть, я бы получил за кольцо две или три серебряные монеты, но не думаю,
что мне бы удалось обмануть кого-либо по поводу истинной стоимости этого кольца
- То, что ты сказал, - очень важно, мой юный друг, - ответил учитель улыбаясь.
Сначала мы должны узнать истинную стоимость кольца. Садись снова на коня и
скачи к ювелиру. Кто, как не он, может знать это? Скажи ему, что ты хотел бы
продать кольцо, и спроси, сколько он даст за него. Но независимо от названной
им цены не продавай его. Привези кольцо обратно.
Юноша снова отправился в путь.Ювелир рассмотрел кольцо при свете свечи, под
лупой, взвесил его и сказал юноше:
- Скажи учителю, что если он хочет продать его прямо сейчас, я не смогу дать
ему за кольцо больше пятидесяти восьми золотых монет.
- Пятьдесят восемь монет? - воскликнул удивленный юноша.
- Да, - ответил ювелир. - Я знаю, что со временем он мог бы получить за него
около семидесяти монет, но если продать нужно срочно ...
Юноша в сильном волнении полетел к учителю, чтобы рассказать о случившемся.
- Сядь!- сказал учитель, выслушав его.
ТЫ, КАК ЭТО КОЛЬЦО, - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ!
И оценить тебя может только настоящий специалист.
Почему тебе все время хочется, чтобы любой невежа сразу определил твою истинную
ценность?
И после этих слов он снова надел кольцо на мизинец левой руки".