"Есть четыре добродетели: мужество,рассуждение,
целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех
действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все
добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость".
Преподобного Амвросия спрашивали, что означает: Жезл твой и палица твоя, та мя
утешиста? Он отвечал: "Жезл - крест, скорбь, а палица - молитва Иисусова.
Жезл - деятельная часть добродетели, а палица - умная молитва".
" Три апостола Петр, Иоанн и Иаков, - говорил батюшка, - изображают веру,
надежду и любовь. Иоанн изображает любовь - был ближе всех к Спасителю и на
тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со
служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово.
Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится мало. Его совсем даже нигде не
видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию -
он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится от других всегда
невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит".
Батюшка учил, как надо принимать неблагодарность людей: "Если делаешь
доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и
не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на
небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь".
"Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старения
и внимания, а иногда и понуждения, и с ошибками и неприятностями, которые по
времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека".
Старец писал одной дочери духовной, уподобляя ее жизнь довольно глубокому рву,
который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает; в другое
же время высыхает так, что нисколько по нем не течет вода. Святыми же отцами
похваляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно
текущему и никогда не иссыхающему.
Ручеек этот удобен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем
проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая
и потому никогда не бывающая мутною.
"Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а
иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая
весной усердно свое дело начала и к осени кончила медовые соты, которые так
хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно".
Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил:" Потому она
(земля) и называется юдоль палача; но люди одни плачут, а другие скачут. Но
последним будет нехорошо".
"Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать,
а нужно как тянуть барку - тяни, тяни, тяни, отдай. - Не все вдруг, а понемногу
- говорил батюшка. - Знаешь "рожон" на корабле: это такой шест, к
которому привязаны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихонечку - и
все тянется, а если взять сразу, то все испортиться от потрясения".
"Ты должна иметь любовь, - говорил старец, - а любовь с крыльями: с одной
стороны - смирение, а с другой - милостыня и всякое снисхождение к
ближнему".
"Если будешь принимать людей Бога ради, то поверь, все будут к тебе
хороши".
"Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не
движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу, там
он все-таки старается помешать тем или другим".
"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение".
"Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а
желаешь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое
желание и старание - и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь,
что погрешила против любви, сейчас же исповедай это старцу. Это может быть
иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого
разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет".
Когда отцу Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал:
"Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню,
одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее
странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как случился у них пожар,
и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, - той, которая много
подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок".
Православные мысли на каждый день В 1909 году с разрешения духовной цензуры был издан "Дневник православного священника", жившего в 19 веке. Имя священника не было указано. Дневник содержал толкование библейских фраз. Эта книга была любимой книгой последней российской императрицы Александры Федоровны. С ней она не расставалась до конца дней своих. Дневник был переиздан лишь в начале 90-х годов православным издательством "Лествица" в первоначальном варианте. Данное издание представляет собой толкование библейских фраз в современной редакции.