Кладовая веков Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
Главная » Статьи » Православная страничка » Духовная сокровищница

Наставления преподобного Амвросия Оптинского

"Есть четыре добродетели: мужество,рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость".

Преподобного Амвросия спрашивали, что означает: Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста? Он отвечал: "Жезл - крест, скорбь, а палица - молитва Иисусова. Жезл - деятельная часть добродетели, а палица - умная молитва".

" Три апостола Петр, Иоанн и Иаков, - говорил батюшка, - изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь - был ближе всех к Спасителю и на тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово. Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию - он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится от других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит".

Батюшка учил, как надо принимать неблагодарность людей: "Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь".

"Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старения и внимания, а иногда и понуждения, и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека".

Старец писал одной дочери духовной, уподобляя ее жизнь довольно глубокому рву, который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает; в другое же время высыхает так, что нисколько по нем не течет вода. Святыми же отцами похваляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему.

Ручеек этот удобен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывающая мутною.

"Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно свое дело начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно".

Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил:" Потому она (земля) и называется юдоль палача; но люди одни плачут, а другие скачут. Но последним будет нехорошо".

"Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать, а нужно как тянуть барку - тяни, тяни, тяни, отдай. - Не все вдруг, а понемногу - говорил батюшка. - Знаешь "рожон" на корабле: это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихонечку - и все тянется, а если взять сразу, то все испортиться от потрясения".

"Ты должна иметь любовь, - говорил старец, - а любовь с крыльями: с одной стороны - смирение, а с другой - милостыня и всякое снисхождение к ближнему".

"Если будешь принимать людей Бога ради, то поверь, все будут к тебе хороши".

"Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим".

"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение".

"Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание - и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедай это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет".

Когда отцу Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: "Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню, одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как случился у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, - той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок".

Категория: Духовная сокровищница | Добавил: LediOseny (26 Января 2010)
Просмотров: 2407 | Теги: Амвросий Оптинский
Меню сайта
Категории
Духовная сокровищница [105]
Внимание! Разделы данной категории являются активными, постоянно обновляются!
Б.Ганаго детям [18]
Загадки [4]
Загадки христианской тематики
Маленькой христианке [14]
Обрести Христа в сердце своем [4]
Подвижники XX века [1]
Пословицы и поговорки [2]
Православие в пословицах и поговорках
Православные имена [16]
Можно найти любое имя, его перевод и день памяти небесного покровителя
Православные мысли [63]
Православные мысли на каждый день В 1909 году с разрешения духовной цензуры был издан "Дневник православного священника", жившего в 19 веке. Имя священника не было указано. Дневник содержал толкование библейских фраз. Эта книга была любимой книгой последней российской императрицы Александры Федоровны. С ней она не расставалась до конца дней своих. Дневник был переиздан лишь в начале 90-х годов православным издательством "Лествица" в первоначальном варианте. Данное издание представляет собой толкование библейских фраз в современной редакции.
Православная поэзия [52]
Православная проза [9]
Притчи старцев [1]
Рождественская и святочная проза [23]
Старец Паисий Святогорец [2]
Уроки молитвы [4]
Христианские сказки [6]
Последние материалы
О сайте
Собрание мудрых мыслей, притч, метких изречений и литературных цитат из русской и зарубежной литературы

Приветствую Вас!

Приятного времяпровождения на сайте!

Мысль дня
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0